История лоскутного шитья
Пэчворк, квилтинг, лоскутное шитьё или лоскутная мозаика — это любимый многими вид рукоделия, в котором цельное полотняное изделие создается из маленьких разноцветных кусочков ткани. Лоскуты выкладываются в определенном порядке, словно кусочки плитки в мозаике, сшиваются между собой и дополнительно простегиваются на машинке. История лоскутного шитья прослеживается с давних времен и с момента своего создания эта техника полюбилась во многих странах и прочно вошла в жизнь людей. Говоря о лоскутном шитье, мы имеем в виду не только домашнее хобби, покрывала, подушки, коврики, но и лучшие мировые подиумы, коллекции именитых дизайнеров, которые успешно используют пэчворк в своих работах. Однако далеко не все знают, когда и где зародилось это искусство, откуда оно берет свое начало и как сумело покорить весь мир. Давайте вместе окунемся в историю и проследим путь лоскутного шитья от истоков до сегодняшнего дня.
Зарождение пэчворка
Вы удивитесь, но, похоже, что пэчворк существовал чуть ли не на всем протяжении истории человечества. Одни из первых упоминаний подобной техники встречаются еще в документах древнего Египта, Индии, Китая и Японии. Так, например, широко известен египетский орнамент, который датируется приблизительно Х веком до нашей эры. Он был создан не из привычной сейчас ткани, а из кожаных лоскутов. В некоторых музеях экспонируются исторические костюмы, ковры и прочие элементы быта, сшитые когда-то из множества различных частей. Вообще, сборка цельного продукта из кусков появилась у многих восточных народов, как считается, параллельно и независимо друг от друга. Человек, будучи в те времена стесненным в ресурсах и экономным в своей жизнедеятельности, старался найти применение всему, что его окружало. Он заметил, что после шитья остается много маленьких кусочков ткани и кожи, которые по отдельности уже не применимы для создания одежды или предметов обихода. Однако и выбрасывать их было бы большим расточительством. Но то, что мало и не нужно само по себе, может стать частью чего-то действительно полезного, да еще и красивого.
Постепенно техника начала свое путешествие по всему миру и одной из первых остановок была Европа. Как мы все знаем, во времена Средневековья всю Европу охватило пламя крестовых походов, и люди тысячами направились на Восток. Кровавое столкновение столь различных культур в XI-XV веках, однако, привело к взаимовыгодному обмену. Рыцари привозили с собой в качестве военных трофеев пестрые восточные ткани, ковры, одежду, перенимали особые техники кроя, в том числе и лоскутную мозаику. Затем в XVI столетии последовал период активной торговли между Англией и Индией, славившейся своими специями, чаем и невероятной красоты тканями. Вообще, стоит отметить, что лоскутное шитье особенно полюбилось в туманном Альбионе, но не в качестве хобби, а благодаря дефициту. В 1712 году правительство, стремясь поддержать собственное производство, наложило запрет на продажу индийских тканей. Англичане, привыкшие к достатку иностранного товара и не создавшие еще достаточное количество отечественных мануфактур для покрытия собственных потребностей, оказались в нужде. Цены закономерно выросли (и на свои ткани, и на контрабандное полотно), а выкидывать обрезки как раньше стало слишком накладно. Теперь их пускали на новые изделия, и вскоре техника аппликации завоевала любовь, как светских модниц, так и их экономных мужей.
Однако только на Европе и Востоке пэчворк не остановился. После открытия Северной и Южной Америк началось постепенное заселение континентов европейцами. Англичане, голландцы, немцы, испанцы, искавшие счастья в Новом Свете, привозили с собой свою культуру и быт. Таким образом, с XVII века лоскутное шитье переселилось в Америку. И тоже прижилось благодаря дефициту. Транспортное и товарное сообщение с новыми землями было крайне скудным, поэтому в первые десятилетия и даже века переселенцы испытывали большую нехватку даже самых необходимых вещей. Одежду приходилось носить очень долго, изношенные вещи не выбрасывались, а чинились с помощью лоскутов старой ткани. Обрезки от новой шли на пошив.
Развитие лоскутных техник
Со временем технология лоскутного шитья была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества. Изготовление стеганых одеял из обрезков ткани – квилт (от англ. quilt) – стало своеобразной традицией и времяпрепровождением. Согласно обычаю стеганые одеяла были даже неотъемлемой частью свадебного приданного: невесты должна была сшить тринадцать одеял в стиле квилт. Вскоре после того, как лоскутное шитье обосновалось в Америке, начали появляться свои собственные схемы и узоры. Темы для них брали из бытовых реалий, окружавших людей — от орудий труда до библейских притч («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Звезда Огайо и Техаса», «Лестница Иакова»). К сожалению, с тех времен практически не осталось лоскутных покрывал, потому что использовались ежедневно и быстро изнашивались. Квилты же с более сложной аппликацией представлены большим разнообразием, из-за того, что они хранились более бережно.
Помимо упомянутых выше узоров и блоков, американки создавали и другие техники. Например, в 1876 году была впервые упомянута техника под названием «Крейзи» (англ. crazy, безумный). Данный вид квилта считался роскошью — итоговый продукт создавался из дорогих, в основном шёлковых, парчовых тканей, бархата, дополнялся вышивкой, аппликацией и бисером. Для этой техники можно было использовать обрезки абсолютно любого цвета и формы, а само изделие использовалось только в качестве украшения дома, так как оно было активно украшено декоративными элементами (бисером, аппликацией, помпонами), части скреплялись слегка, и стирка была невозможна. Обычно в подобных одеялах широко использовались японские мотивы. Однако техника «Крейзи» могла быть частью повседневного быта. В таком случае дорогие шелковые ткани просто заменяли на материалы подешевле и практичнее – шерсть, хлопок и лён отлично подходили для каждодневного использования. Новая техника дала толчок развитию торговли товарами для хобби и рукоделия, в частности для квилтинга и пэчворка.
Лоскутное шитье имело большую популярность в Америке, люди проводили регулярные выставки, издавали журналы с иллюстрациями. Благодаря этим документам истории мы имеем возможность проследить, как менялась мода, схемы, техники, ткани и прочие особенности. Интерес к пэчворку (особенно в Америке и Японии) не утихает и по сей день.
Стали популярны квилт-клубы, магазины рукоделий с готовыми наборами, тематические книги и журналы. На сегодняшний день, Северная Америка, Великобритания и Австралия являются ведущими странами, культивирующими пэчворк. Вы вряд ли найдете семью, в которой никто не занимается лоскутным шитьем.
Лоскутное шитье в России
Что касается нашей страны, то и у нас лоскутное шитье появилось не так давно, хотя экономия ткани всегда была в почете. Я думаю, каждый из нас может вспомнить свои поездки в деревню к родным, деревянные срубы, теплые избы, уютные плетенные разноцветные коврики и пестрые стеганые одеяла, созданные заботливыми руками бабушек. До XVIII века покупная ткань на Руси была редкостью и даже роскошью, доступной не каждой семье. В деревнях полотно ткали сами, соответственно и использовать старались каждый кусочек, да не по одному разу. Доказательство бережливости наших предков можно найти и в главной домоводческой книге «Домострое», где подробно расписано, как хорошей хозяйке следует раскраивать новую ткань, чинить одежду и аккуратно хранить обрезки и старые тряпочки. Уже тогда широко использовались лоскутные коврики, одеяла, можно найти и изображения женских юбок, сшитых из нескольких кусков тканей. Упоминания о непосредственно лоскутном шитье начинают появляться с XIX века. Тогда увеличились объемы поставок заграничной ткани и стали расти собственные мануфактуры. При шитье одежды из покупной ткани, ширина которой была больше, чем в домотканых полотнах, оставалось много обрезков. И вскоре им нашли применение. Вещи из лоскутов использовались как в практических, так и в декоративных целях:
В первом случае, они создавались из старой одежды, дешевых тканей и шились не особо искусной стежкой.
Во втором случае, тщательно подбирались цвета и форма лоскутов, ткань могли покупать специально для этих целей (например, так люди шили одеяла к свадьбе, рождению ребёнка, создавали парадную одежду и т.д.).
Вскоре лоскутное шитьё начали использовать даже в качестве замены более дорогим кружевам и вышивкам. Причем в каждой местности наблюдались свои предпочтения в сборке полотна, выборе цветовых решений и методе стежки. В целом, традиционные узоры сводились к использованию простых квадратов, прямоугольников, треугольников, полосок, к сочетанию ярких контрастирующих цветов, деревенских мотивов. Использование общей основы, к которой пришивались лоскуты, было редкостью.
В России пэчворк тоже привлекал внимание художников. Так в начале XX века данную технику использовали в своем творчестве футуристы и авангардисты. В результате возрождения интереса к этому виду народного искусства появились целые коллекции шедевров лоскутного шитья. Полюбоваться ими можно во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца и множестве городских краеведческих музеев. В России проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где предоставляются произведения современных мастеров.
Пэчворк и лоскутная мозаика требуют совсем немного расходов и навыков, но в результате дают вам прекрасное украшение интерьера в фольклорном стиле. Попробуйте и вы! А мы уверены, что каждый найдет для себя множество интересного в этом простом, но таком веками любимом занятии.
Лоскутное шитье стало жанром декоративного искусства, способом художественного высказывания, частью высокой моды, а также распространённым во всем мире хобби. Пэчворк и лоскутная мозаика требуют совсем немного расходов и навыков, но в результате дают вам прекрасное украшение интерьера в фольклорном стиле. Попробуйте и вы! А мы уверены, что каждый найдет для себя множество интересного в этом простом, но таком веками любимом занятии.